Елена Попова: Мы закрепили за собой право быть лидером розничного банкинга

9 февраля 2009

Елена Юрьевна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, каким был для нас 2008 г.? Насколько сильно сказался финансовый кризис на Дельта Банке?

С приходом 2009 г. наш Банк стал на календарный год старше, но, если говорить о достигнутых результатах и тех проектах, которые были реализованы, а также о нашей команде, как о специалистах, то смело можем засчитать этот год за три. Несмотря на финансовый кризис, который в США начал проявляться весной-летом 2008 г, а в начале осени первые признаки его пришли и в Украину, когда многим банкам был закрыт доступ ко внешним источникам финансирования, Дельта Банк закрыл год с отличными результатами. В начале 2008 г. мы запланировали завершить год с прибылью 78 млн. грн., а по факту закрыли его на уровне 67 млн. грн, то есть выполнили план на 86%. Конечно же, хотелось бы по итогам года иметь бoльший портфель, но в условиях кризиса объемные показатели утратили свою ценность, сегодня важнее показывать прибыльность.

Что из запланированного на прошлый год удалось достичь?

2008 год поставил перед нами немало сложных задач, и я с огромной гордостью могу сказать МЫ СПРАВИЛИСЬ со всеми вызовами на ОТЛИЧНО! Мы смогли стать Банком, который:

  • достиг одного из самых высоких уровней кросс-селлинга;
  • значительно расширил свою сеть отделений;
  • за год полностью перевернул пассивную базу (на начало года в структуре пассивов средства от внешних инвесторов составляли 33%, а к концу года всего 3% и, наоборот, средства физлиц выросли с 7% до 39%);
  • в такое непростое для всего рынка время полностью и в срок рассчитался по всем внешним заимствованиям (равно как и по внутренним долгам);
  • в кризисный момент смог оперативно оптимизировать как сеть продаж, так и затратную часть (это было очень непросто, но так жизненно необходимо!);
  • одним из первых понял, что внешняя среда меняется кардинально, и смог перестроить свою стратегию и тактику работы с заемщиками, которые не могут на прежнем уровне обслуживать свой кредит;
  • запустил активную программу по привлечению средств от физических лиц и по итогам 3-го квартала вошел в ТОП-5 банков Украины по показателю абсолютного прироста срочных депозитов физлиц;
  • закрепил за собой право быть ЛИДЕРОМ РОЗНИЧНОГО БАНКИНГА, но теперь не только в части потребительского кредитования, но и в части привлечения вкладов.
Последнее особенно важно, поскольку мы перестали быть банком моно-продукта, банком, который оформляет лишь потребительские кредиты. И доказали, что с не меньшим успехом можем привлекать депозиты! Безусловной победой является быстрая реакция на изменения рыночной среды и своевременная реорганизация розничной сети с целью оптимизации затрат и придания ей гибкости.

Какие планы стоят перед Дельта Банком на 2009 год?

Я убеждена, что нас ждет новый противоречивый, динамичный, насыщенный и вызывающий 2009 год. Вместе с тем, мы уверенно начали его, поскольку знаем, что наша структура и наши затраты достаточно эффективны, чтобы достичь всего запланированного. Мы меняем агрессивную стратегию развития, которой придерживались предыдущие годы, на стратегию сохранения существующих позиций на рынке. Большая часть работы, в частности по привлечению и удержанию депозитных клиентов, ложится на наши отделения. От того, как они справятся с поставленными задачами, зависит наша позиция на рынке. Что касается активных операций, с радостью отмечаю, что мы продолжаем кредитовать наших клиентов. Конечно, объемы кредитования с IV квартала 2008 г. несколько снизились, но покупка, например, бытовой техники в кредит от Дельта Банка не стала сегодня чем-то нереальным. С февраля 2009 г. частично возобновляется обслуживание держателей кредитных карт — клиентов с безупречной кредитной историей. Им будут открыты лимиты для свободного пользования средствами, а некоторым мы предложим новые условия.

В этом году мы активно работаем над зарплатным проектом и расчетным обслуживанием для юридических лиц. Оба эти проекты, по нашей оценке, очень своевременны для украинского рынка, поскольку многие предприятия сегодня теряют прибыли из-за задержек платежей в банковской системе, а их сотрудники недовольны перебоями в выплате зарплат. Основная концепция расчетного обслуживания — это второй расчетный счет для юрлиц с дистанционным управлением денежными потоками и повышенной платой за остаток средств на нем. С 2008 г. мы работаем над транзакционным банкингом и интернет-банкингом для физических лиц. Планируем запустить их в мае-июне этого года. Могу сказать, что это будет удобный, современный со множеством функций уровень сервиса, ни в чем не уступающий европейскому.

Что необходимо изменить или уже изменилось в стратегии, чтобы удерживать лидирующие позиции?

Наша стратегия поменялась в том, что на первом месте сегодня стоит политика оценки рисков: какой заемщик хочет обслуживаться в Дельта Банке, какая у него кредитная история, сможет ли он хорошо погашать новый кредит. В 2007-2008 годах главную роль играло управление развития бизнеса. Они разрабатывали и выводили на рынок продукты, а управление рисков определяло, какому клиенту какие из них можно предложить. Теперь же сначала оценивается клиент как заемщик, а потом уже мы выбираем, какой кредит он сможет обслужить. В 2009 г. активную роль будет играть коллекшн — подразделение в управлении рисков по сбору долгов. В условиях ухудшающегося финансового состояния, когда некоторые клиенты отказываются платить, на сотрудников этого подразделения ляжет основная нагрузка по налаживанию сотрудничества со «сложными» заемщиками. В случае, если у клиента действительно сложилась тяжелая ситуация, которую он может подтвердить, естественно мы пойдем на диалог по реструктуризации долга. Но клиенты, которые могут обслуживать кредит, — должны продолжать выполнять свои обязательства. Отделения тоже подключаются к работе по возврату долгов. В целом же, 2008 г. показал, что наша бизнес-модель является жизнеспособной, гибкой и устойчивой к негативному влиянию. Основываясь на ней, мы можем и будем предлагать клиентам новые продукты и активно развивать существующие.